Безопасность образовательных организаций — в зоне повышенного внимания
В настоящее время безопасность образовательных организаций становится обязательным условием и одним из критериев эффективности их деятельности. Актуальность проблемы её обеспечения обусловлена растущей динамикой потенциально опасных ситуаций в образовательных организациях и остро стоит в контексте противодействия террористическим угрозам не только в современной России, но и во всём мировом сообществе. К сожалению, проблемы обеспечения безопасности на объектах образования были и будут всегда. Имея разносторонний и многоплановый характер, они затрагивают абсолютно все стороны жизнедеятельности обучающихся и педагогических коллективов. Вопросы совершенствования форм и методов работы по обеспечению комплексной безопасности и развития межведомственного взаимодействия в этой области стали основной темой Всероссийской научно-практической конференции «Комплексная безопасность образовательных организаций: теория и практика», которая открылась 5 декабря в Москве.
В её работе принимают участие представители профильных комитетов Государственной Думы Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, МЧС России, Национального антитеррористического комитета, Министерства образования и науки Российской Федерации, других научных и образовательных организаций.
Организаторами мероприятия стали Минобрнауки России и Пущинский государственный естественно-научный институт. НИЦ «Безопасность» выступил соорганизатором Конференции и модератором секции по вопросам обеспечения физической безопасности объектов образовательных организаций силами охранных организаций.
Как отметила заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Ирина Кузнецова, «в стране почти 30 миллионов обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учетом членов их семей – более половины населения страны. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности образовательных организаций в системе национальной безопасности России».
«Работник системы образования не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности. Обеспечение безопасности образовательного пространства требует от руководителей и работников образовательных организаций новых знаний из различных областей права, медицины, психологии, техники и технологий. Психолого-педагогическая подготовка работников образовательных учреждений и освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в образовательных организациях.
Построение эффективной системы комплексной безопасности объектов образования и её инфраструктуры невозможно без невозможно без тесного межведомственного взаимодействия и требует объединения усилий федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных и политических структур, образовательного, научного и бизнес-сообщества, СМИ и религиозных конфессий», — добавила Ирина Владимировна и выразила надежду на то, что в ходе работы конференции будут выработаны наиболее эффективные решения вопросов комплексной безопасности образовательных организаций и противодействия террористическим угрозам.
Ирина Владимировна также сделала акцент на Постановление Правительства РФ от 7 октября 2017 г. N 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», согласно которому, частные охранные организации – одно из обязательных условий по обеспечению безопасности объектов образования в рамках их антитеррористической защищенности.
Вопросов правового регулирования обеспечения безопасности образовательных организаций коснулся заместитель председателя Комитета государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
Согласно Закону РФ «Об образовании», «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательного учреждения несут должностные лица образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и Уставом данного образовательного учреждения».
Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер.
Анатолий Борисович отметил, что сейчас уже можно констатировать признание со стороны государства высокой значимости охранных организаций в деле обеспечения безопасности объектов образования и призвал внимательно присмотреться к столичному опыту внедрения профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». Интеграция данного профессионального стандарта в систему безопасности объектов образования позволяет добиться существенного положительного результата без увеличения бюджетных затрат. Квалификация сотрудника охраны поддерживает на должном уровне всю систему безопасности школы.
О вопросах повышения уровня обеспечения безопасности образовательных организаций охранными структурами также говорил директор НИЦ «Безопасность» Олег Климочкин, выступления которого мы подробнее коснёмся на нашем сайте.
Особое внимание мы уделим и докладу Председателя правления ФКЦ РОС, члена Общественной палаты РФ Александра Козлова, в котором он говорил об инструментах повышения эффективности охранных услуг и деловой репутации охранных организаций.
Все участники конференции в очередной раз отметили концептуальное значение письма Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» от 30.08.05 г. № 03-1572, в котором указывается, что решение проблем безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений «возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера».
Сегодня — второй и последний день Конференции, в который участники работали в формате тематических секций.